воскресенье, 10 февраля 2013 г.

железнодорожное училище в ботайске 41

3. Типы учебных заведений, существовавших в РоссииP в сер.XIX - нач.XX вв. ( высшие, средние, низшие ).

Реформы 60-х гг.P в области просвещенияP ограничилиP вP некоторой степениP влияниеP попечителей учебных округов на университеты,P но они продолжали оставаться главными администраторами надP другимиP учебными заведениями.P Увеличение числа средних и низших учебных заведений повлекло создание губернских, уездных и городских училищных советов (закон от 14 июля 1864 г.). Советы состояли из чиновников, представителей духовенства и земских органов. Вскоре был принят новый устав гимназии, который установил принцип всесословной средней школы.

25 июня 1835 г.P было издано новое положение об учебныхP округах, согласноP которому управление учебными заведениями округа отдавалось в руки попечителя,P университетыP становилисьP учебнымиP заведениями.P В 1848-1849 гг. ограничивается прием в университеты разночинцев.

В 20-е гг. XIX в. в России были созданы привилегированные учебные заведения - лицеи: Царскосельский  лицей, Нежинский  лицей  графа  Безбородко, Демидовский в Ярославле, Ришельевский  лицей  в Одессе.

В начале XIX в.P были учреждены университеты в Вильно, Харькове, Казани,P Дерпте,P в 1819 г.P из Педагогического института был учрежден университет в Петербурге. Университеты являлись согласно своим уставам и органами управления учебными заведениями.P Была создана сеть учебных заведений всесословного характера: четырехклассные гимназии во главе с директором, двухклассные уездные училища во главе со смотрителем и одногодичные приходские училища.

PPPP В 1802 г.P для "воспитания юношества и распространения наук" было создано Министерство народного просвещения. А в 1803-1804 гг. - система его местных учреждений.P Законом 1803 г. были учреждены шесть учебных округов:P Петербургский, Московский, Виленский, Дерптский, Харьковский и Казанский (по несколько губерний в учебном округе ).P Каждый округ возглавлял попечитель,P подP надзоромP которогоP находилисьP все учебные заведения округа.

2. Народное образование в России в XIX - нач. XX вв.

Малые иP главные училища предназначались для мальчиков и девочек, но с 1782 по 1800 гг.P девочек обучалось в школах всего 7%. По проекту 1770 г. планировалось в каждом селе или большой деревне открыть по одной сельской школе на 100-250 семей. Все расходы на нее возлагались на прихожан. Надзор за школой поручался священникам, преподавателями назначались дьяконы, дьячки и светские лица. При Екатерине II было открыто около 12 сельских школ в разных губерниях.

Открывшиеся в уездных городах малые народные училища содержались местными городскими думами, которые открывали и закрывали их в зависимости от количества учащихся.

Будущие учителя для общеобразовательных школ готовились вP открытом в 1783 г. Главном народном училище Петербурга. Для этой цели были вызваны 100 воспитанников духовных семинарий и Московской духовной академии.P В 1786 г. учительская семинария отделилась от Главного училища и просуществовала до 1801 г.,P выпустив 425 учителей. Губернские главные училища также готовили учителей для общеобразовательных школ. Большинство учеников народных училищ составляли дети купцов,P мещанP и солдат.

В 1782 г. была образована Комиссия об устройстве народных училищ. Ею был утвержден план учебных заведений, разработанный Янковичем (создателемP первойP русской общеобразовательной школы).P В соответствии с этим планом учреждались три типа общеобразовательных школ: двухклассные, трехклассные и четырехклассные. В 26 губернских городах были открыты главные народные училища, в 1788 г. открылись училища в остальных 14 губерниях.

Во время царствования Екатерины II отдавалось предпочтение закрытымP учебным заведениям (мужским и женским).P В академической (петербургской) гимназии и в шляхетском корпусе были открытыP отделенияP для малолетних детей 4-5 лет.P При Смольном монастыре было устроено закрытое учебное заведение для дворянок и мещанок.

Неудачные попыткиP устроить общеобразовательные учебные заведения в Петербурге не остановили правительство,P котороеP учредилоP подобные учебные заведения в Москве.P В 1755 г. в Москве был создан университет и при нем две гимназии:P одна - для дворян,P другая - для разночинцев. Становясь студентом, гимназист получал шпагу и с ней дворянское достоинство,P кончая университет,P студент получал обер-офицерскийP чин.P В 1758 г. в Казани были открыты две гимназии (для дворян и разночинцев). Университет в первые годы своегоP существованияP наполнялсяP учениками духовных семинарий и академий.

Задумав основание Академии наук, Петр I решил присоединить к академии университет и гимназию. В первый год (1726 г.) в гимназию поступили 120 учеников,P во второй - 58,P в третий - 56,P в четвертый - 74. Чтобы остановить быстрое падение числа учеников,P начиная с 1729 г.P в нееP разрешилиP принимать детей солдат,P мастеровых и даже крепостных. Дети среднего сословия сделались единственными учениками академической гимназии,P такP какP после открытия в 1730 г. Сухопутного шляхетского корпуса дворянских детей стали отдавать в него.P Ученики гимназии, как правило, ограничивались прохождением низших классов, и университет оставался почти без слушателей.

Духовная школа в провинции появилась в связи сP предписаниемP духовного регламента,P обязывавшего архиереев открывать школы при архиерейских домах. За 1721-25 гг. было открыто около 46 епархиальных школ. ВP последниеP годыP царствования Петра I почти каждый губернский город имел по две школы - светскую и духовную.P Епархиальные школыP почтиP в таком же количестве дожили до того времени,P когда началось их превращение в семинарии ( начиная с 1737 г.).

Первым высшим учебным заведением в России была Киевская академия, основанная в начале XVII в. В 1682 г. в Москве открылась Заиконоспасская школа, положившая начало будущей Славяно-греко-латинской академии. В 1700 г. Петр I основал в Москве математическую школу (математических и навигационных наук) для дворянских иP приказныхP детей.P ДалееP были открыты школы адмиралтейская,P артиллерийская, инженерная и две горных на Урале. В 1715 г. школа навигационных наук получила название Морской академии и была перенесена в Петербург.P Обе академии Морская и Славяно-греко-латинская способствовали образованию сети низших школ, учрежденных Петром I в провинции. По отношению к этим школам академии играли роль учительских семинарий. Для столичных учебных заведений провинциальные школы служили подготовительной ступенью.P в 1716 г. было открыто в разных городах 12 школ, в 1720-22 гг. к ним прибавилось еще 30. Новая школа обучала арифметике и геометрии и получила название "цифирной школы".P Набрано было в эти школы более 2000 чел. из разных сословий (из духовного звания, солдатских детей, приказных, посадских, дворян и детей боярских).P Большую часть составляли ученики изP духовного звания. Петровская цифирная школа просуществовала до 1744 г.

1. Народное образование в России XVII-XVIII вв.

Система образования в Российской империи

Статья размещена с разрешения автора

Алексей Тутов - Система образования в Российской империи

Комментариев нет:

Отправить комментарий